10 марта был организован круглый стол «Перспективные направления работы научно-исследовательской лаборатории математического развития». В обсуждении стратегии развития приняли участие преподаватели кафедры методики преподавания математики, руководитель филиала кафедры завуч по учебной работе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа № 42 г. Могилева» Ж. Л. Емцева, магистрант кафедры методики преподавания математики В. В. Жабыко и студентка 4 курса факультета начального и музыкального образования А. П. Кириенко.
История лаборатории началась в 1979 году, когда по инициативе профессора Абрама Ароновича Столяра была создана научно-исследовательская лаборатория «Обучение и умственное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». В рамках лаборатории объединились усилия психологов, физиологов, педагогов и методистов, направленные на комплексное исследование проблемы интенсификации влияния обучения на умственное развитие учащихся. Такое внимание к дошкольному и младшему школьному возрасту А. А. Столяр уделил по той причине, что именно в этом возрасте закладываются основы продуктивного мышления. Результатом работы лаборатории явилась концепция начального математического образования в Республике Беларусь. В ее основу положен развивающий способ обучения. Основным элементом методики, разработанной в лаборатории, являются обучающие игры, через которые происходит серьезное обучение математике. Принципы обучения через игру шестилеток, идущих в школу, предложенные А. А. Столяром, были реализованы в учебных пособиях «Давайте поиграем», «Математика 0», которые впоследствии развились в учебники математики для начальной школы. Над созданием этих комплексов под руководством Абрама Ароновича трудились А. Т. Катасонова и Т. М. Чеботаревская.
Затем лаборатория была преобразована в межкафедральную научно-исследовательскую лабораторию математического развития, которая продолжила исследования в направлениях, заложенных профессором А. А. Столяром. Более 20 лет руководителем лаборатории был заведующий кафедрой методики преподавания математики кандидат педагогических наук доцент Л. А. Латотин. С участием сотрудников лаборатории была разработана концепция школьного математического образования в Республике Беларусь, программы по математике для V–XI классов (кандидат педагогических наук доцент Л. А. Латотин и кандидат физико-математических наук доцент Б. Д. Чеботаревский). Для учреждений общего среднего образования созданы учебно-методические комплексы по математике для I–IV классов (кандидаты педагогических наук, доценты Т. М. Чеботаревская, В. В. Николаева, сотрудник кафедры Л. А. Бондарева), для V–XI классов (доктор педагогических наук, профессор Н. М. Рогановский, кандидаты педагогических наук, доценты Л. А. Латотин, Е. Н. Рогановская). Последние пять лет лабораторией руководил кандидат физико-математических наук доцент Б. Д. Чеботаревский.
В настоящее время научно-исследовательская лаборатория математического развития, являющаяся научно-образовательным объединением кафедры методики преподавания математики, продолжает работу под руководством старшего преподавателя кафедры методики преподавания математики, руководителя практики факультета математики и естествознания И. П. Лобанок.
Ирина Петровна обозначила перед участниками круглого стола перспективные задачи и направления работы лаборатории: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на совершенствование математического образования в учреждениях общего среднего и высшего образования; исследование проблем дифференциации в условиях непрерывного обучения математике, определение перспектив развития всей системы непрерывного математического образования в целом и отдельных ее элементов; повышение эффективности информационно-образовательной среды обучения математике посредством использования средств мультимедиа и Интернет-технологий; привлечение студентов, магистрантов и аспирантов к участию в научно-исследовательской работе лаборатории; укрепление научных контактов между сотрудниками лаборатории и специалистами в области математического образования других образовательных и научных центров.
Руководитель филиала кафедры Ж. Л. Емцева отметила необходимость развития научно-исследовательской деятельности как учителей математики, так и учащихся. Наибольшую сложность при организации такой деятельности составляет определение перспективных направлений и тем исследований. Жанна Леонидовна также отметила, что для развития школьного олимпиадного движения необходимо продолжать сотрудничество во всех направлениях между учащимися, учителями, студентами и преподавателями.
Участники круглого стола приняли активное участие в обсуждении перспективных направлений и в выборе основных векторов развития лаборатории.
Руководитель научно-исследовательской лаборатории математического развития Лобанок И. П. и ее сотрудники выражают огромную благодарность за образцовое качество и оперативность при выполнении работ по ремонту лаборатории проректору по административно-хозяйственной части Ю. А. Зейдиной, начальнику хозяйственного отдела Г. В. Буйло, коменданту учебного корпуса № 1а С. С. Метлицкой и ее помощникам С. С. Мамыкиной, В. Л. Койде, А. И. Слизкому!