10.08.2017 года на базе УО «Краснопольская районная государственная гимназия» прошел информационный семинар «Перспективы развития STEM-образования в Беларуси» в рамках реализации местной инициативы «STEM-образование для развития системы дополнительного естественно-научного образования и формирования экологического императива у детей и молодежи». В работе семинара приняли участие начальник отдела образования, спорта и туризма Краснопольского исполнительного комитета Сыранков С. А., директор УО «Краснопольская районная государственная гимназия» Высоцкий А. В., заведующая РМК Мацуева З. Н., работники методкабинета, а также представители Могилевского университета — непосредственные кураторы проекта: Тупицына Наталья Борисовна, менеджер инициативы, ст. преподаватель кафедры естествознания МГУ имени А. А. Кулешова, Клебанов Александр Владимирович, эксперт инициативы, заместитель декана по научной работе факультета математики и естествознания МГУ имени А. А. Кулешова, доцент, Пахоменко Андрей Николаевич, эксперт инициативы, ст. преподаватель кафедры естествознания МГУ имени А. А. Кулешова.
Первым выступил С. А. Сыранков, который подчеркнул важность проекта в развитии научно-исследовательской деятельности учащихся нашего района. Тем более, что STEM-технологии основываются на самом интересном и важном направлении инноватики — робототехнике и программировании. Сергей Александрович отметил перспективность иниациативы, ведь качественное образование для детей — это лучшая инвестиция в любой, даже самой сложной, экономической ситуации.
Что такое STEM-образование? Если переводить дословно, то получаем STEM: Scince — наука, Technoloqy — технология, Enqineerinq — инженерное дело, Math — математика.
STEM-образование — объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационном мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных кадрах.
STEM-образование с помощью практических занятий демонстрирует детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Это дает им возможность развивать навыки критического мышления, искать пути разрешения проблем, применять научно-технические знания в реальной жизни, что повышает уверенность в своих силах, активизирует «командную» работу и позволяет самореализоваться. Таким образом, создается мост между обучением и карьерой, открываются креативные подходы к решению проблем, реализуется творческий потенциал ребенка.
Представители МГУ имени А. А. Кулешова представили перспективу STEM-образования на теоретическом и практическом уровнях. Присутствующие на семинаре учителя естественно-математического цикла не только познакомились с особенностями STEM-технологий, но и наблюдали опыты с использованием простейших роботов. Самым интересным был опыт исследования и сравнения качества кипяченой воды и воды из водопроводного крана. Используя датчик электропроводности цифровой лаборатории, эксперты провели необходимые тесты воды, результаты которых были отображены на экране. Была проведена экспертиза двух образцов воды и сделан научный вывод по их качеству.
В ходе реализации проекта STEM-образования на базе районной гимназии будет открыт STEM-центр, оснащенный цифровой лабораторией, доступ к которой будут иметь все заинтересованные учащиеся и учителя школ района.
Возможность использования цифровой лаборатории в учебном процессе расширяет творческие способности учащихся в научно-исследовательской работе, активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Участники семинара отметили большую познавательную значимость проводимой инициативы, так как она открывает и развивает потенциал будущего, дает возможность самореализации одарённым детям не только в больших городах, но и в глубинке.
Настоящая публикация была подготовлена в рамках местной инициативы «STEM-образование для развития системы дополнительного естественно-научного образования и формирования экологического императива у детей и молодежи» Проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским Союзом, реализуемого Программой развития ООН. Публикация не отражает официальную позицию ЕС и ПРООН.